Концерт памяти выдающегося музыканта и педагога А.А.Болдырева
22 ноября 2025 года «Чернозёмочка» поучаствовала в двух мероприятиях!
Утром мы выступили на торжественном закрытии полуфинала Всероссийской олимпиады «Иннагрика» в Воронежском ГАУ, а после отправились на Концерт памяти выдающегося музыканта и педагога А.А.Болдырева в Воронежский музыкальный колледж. Насыщенный субботний день закончился несмолкаемыми овациями и словами признательности и благодарности за прекрасное выступление. А что ещё нужно артисту?!



Имя хормейстера, композитора и педагога Александра Александровича Болдырева хорошо известно в музыкальном сообществе Воронежа. В 60-е, 70-е, 80-е годы он успешно развивал хоровую культуру нашего края: создал несколько сильнейших хоровых коллективов, воспитал десятки будущих дирижёров, привил любовь к пению сотням юных воронежцев.
Александра Болдырева не стало в 1995 году. А добрая слава об удивительном музыканте и человеке, нежно любимом Сан Саныче, живёт в сердцах его воспитанников до сих пор. Собрать воедино воспоминания о маэстро, а также значительную часть его творческого наследия помог концерт «И жизнь любить заставил», который подготовили и провели в стенах Воронежской специальной музыкальной школы его ученики. Инициаторами вечера памяти выступили региональное отделение Всероссийского хорового общества и Воронежская специальная музыкальная школа (колледж). Открыл концерт первый состав созданного Александром Болдыревым женского камерного хора, посвятивший учителю песню «О, голубка моя». Участие в концерте приняли хор младших классов Воронежской специальной музыкальной школы (колледжа) — руководитель Светлана Мингалёва, детский хор и хор преподавателей ДШИ №6 (руководитель Ольга Пустовалова), детский хор ДШИ №8 (руководитель Екатерина Чертова), ансамбль учителей «Для души» ДШИ №1 (руководитель Анна Каплина), женский камерный хор во имя Святителя Николая (руководитель Татьяна Филаретова), вокальный ансамбль Де Альто (руководитель Наталья Пастернак), ансамбль «Чернозёмочка» (руководитель
— Заслуженный работник культуры Воронежской области — Анна Скуфьина). В их исполнении прозвучали произведения для хора русских и советских композиторов, а также русские народные песни в аранжировке и обработке Александра Болдырева.
Вечер получился необыкновенно светлым, тёплым и сердечным. Воспоминания об учителе были настолько яркими, что казалось Александр Александрович где-то здесь, в зале, с доброй улыбкой наблюдает за происходящим.
— В Центральной музыкальной школе занимались особо одарённые дети, царил культ фортепиано, скрипки, других инструментов, — рассказала председатель Воронежского филиала Всероссийского хорового общества Татьяна Ижогина. — И вдруг сюда пришёл Александр Болдырев, сумевший увлечь юных музыкантов хоровым искусством. Он только входил в фойе, а дети уже летели к нему со всех ног. Чтобы зажечь в ребятах искру любви к пению и хоровой культуре, надо иметь горячее сердце. В Воронежском музыкальном училище Александр Александрович вёл у нас, будущих хормейстеров, спецкурс «Методика работы с детским хором». И всегда говорил: «Не думайте, что по окончании учёбы вам сразу же предоставят хор и вы будете над ним царствовать. Так повезёт избранным. Приготовьтесь работать с детьми и с любительскими хорами». Важно понимать, что будучи человеком аристократического духа и воспитания, он сам был очень прост в общении, находил подход и к детям, и к взрослым, и к тем, кого принято называть официальные лица.
Судьба Александра Болдырева была полна драматизма. Будущий музыкант родился 29 июля 1914 года в городе Томске в семье медиков. Во время гражданской войны отца мобилизовали в 3-ю Интернациональную бригаду. В 1921 году он умер от сыпного тифа. Фронтовым врачом была и мать, которая в 1921 году вместе с сыном переехала в Воронеж, где устроилась работать заведующей врачебным пунктом на станции Отрожка. Трудовая биография Александра началась рано. Ещё не окончив школу, он начал работать на разработке фосфоритов под Курском, затем — разнорабочим в Воронеже. Интерес к музыке и пению проявлялся постепенно: в 1930-е годы Александру Болдыреву доверили руководить агитбригадой клуба им. Коминтерна. В 1932 году талантливый парень поступил в Воронежский музыкальный техникум. Одновременно изучал органическую химию в Воронежском государственном университете.
В середине 1930-х годов в судьбе Александра Болдырева случился резкий перелом. По доносу его обвинили в контрреволюционной деятельности, необоснованно репрессировали ( реабилитировали в 1957 году).
— В его жизни были Колыма, Магадан, ссылка в Семипалатинск, и так в течение 23-х лет, — рассказала участница созданного Болдыревым женского камерного хора Елена Ерёмина. — Поразительно, что пережив такие лишения и тяготы, Сан Саныч не озлобился, остался искренним, открытым человеком. Я часто бывала в его квартире на Средне-Московской. Это был удивительный дом — чистый, уютный, гостеприимный, с огромной библиотекой. В одной из комнат на стене вместе с картинами и фотографиями висел его приговор по 58-й статье, а рядом … колымский пейзаж. Помню наши разговоры о литературе, о музыке и самое главное — о профессии, которая держит нас на этой земле.
В 1975 году Александр Болдырев создал Женский камерный хор при хоровом обществе Воронежской области. Вначале это был небольшой ансамбль из 12 девчонок-старшеклассниц. Потом коллектив разросся до 32 человек, среди которых были студенты музыкального училища, студенты вузов, преподаватели детских школ искусства, медицинские работники, многие из которых прежде были его учениками в Воронежской специальной музыкальной школе.
— Все, кто попадал в орбиту Александра Болдырева, оказывались в ней на всю жизнь, — поделилась преподаватель Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей Наталья Воронцова. — Всем накрепко врезались в память его афоризмы: «Учитесь радоваться жизни. Проплакать жизнь проще всего», «Не пытайтесь удивить собой мир. Мир слишком стар, он многое видел. Пытайтесь удивляться миру», «Не обижайтесь, когда вас дёргают. Дёргают, значит, хотят научить. Бойтесь равнодушных учителей».
Сан Саныч любил выстреливать точными замечаниями и меткими терминами. В процессе разучивания очередного произведения мог остановить занятие и выдать фирменное: «Девули, это надо петь взахлёбушки».
— Самые яркие воспоминания — наши потрясающие репетиции, где Сан Саныч ставил нам голос, обучал премудростям хорового пения, а ещё воспитывал наш музыкальный вкус, учил работать с полной отдачей сил. Показывал, как нужно относиться к профессии, которую ты выбрал. Как оставаться преданным своему делу и верно ему служить, — заключила Елена Ерёмина.
